Воспоминания детей войны


Интервью с Валентиной Николаевной Степановой>>
Интервью с Галиной Васильевной Зенковой>>
Интервью с Юлианой Павловной Скаландис>>

Заслуженный учитель школы РФ,

Народный учитель СССР

Филиппова Лидия Сергеевна

"Мы родились от будущих вдов"










Эти страницы не только о человеке, которому довелось пережить войну. Эти страницы о человеке, который посвятил 345 школе всю свою жизнь. Лидия Сергеевна Филиппова проработала в нашей школе более 40 лет, в ее трудовой книжке одна-единственная запись: "Принята на должность учителя истории" и печать 345 школы. О Л.С. Филипповой написано много очерков и статей. О ней рассказано в книгах "Товарищ Москва", "Московский характер".

Учитель истории и обществоведения, кавалер ордена Ленина, Заслуженный учитель школы РСФСР, первый Народный учитель СССР.

В том, что она станет учительницей, сомнений не было. Призвание исподволь проявлялось еще в июньские дни 1941 года, когда семья офицера одного из пограничных гарнизонов Советской Армии, сдерживавших натиск фашистов, срочно эвакуировались на восток, и девятилетняя Лида занимала малышей в переполненном вагоне.

В 1941 году Лидия Сергеевна закончила первый класс и в июне вместе со своим младшим братом отдыхала в санатории для детей комсостава Советской Армии на Украине, под Винницей.

Когда объявили о начале войны, дети не сразу осознали, что произошло страшное событие, что закончилось детство. Невозможным казалось вторжение в беспечную детскую жизнь жесткого слова "война", тем более что только начались каникулы и так много интересного обещало лето. Санаторий срочно переоборудовали под госпиталь, потому что уже в первые дни войны поступало много раненых. Детей, которых не успели забрать родители, взяли местные жители. Было страшно, потому что Лида не знала, сможет ли мама приехать за ними. Но мама нашла их, хотя в это трудно поверить. Когда приехала мама, в санатории детей уже не было, и никто не мог сказать, где они находятся. Расстроенная, она присела у дороги, к ней подошла женщина, участливо спросила, не нужна ли помощь. И как же обрадовалась мама Лиды и маленького Юры, когда женщина сказала: "Я знаю, где ваши дети", и указала дом, где они в то время находились.

"Я не помню, как звали ту женщину, ее, видно, послала нам судьба, но я всегда с благодарностью вспоминаю о ней, так же, как и о тех людях, которые нас приютили, одели, ведь из санатория нас вывозили срочно, и кто в чем был одет, в том и остался.

Потом мама попыталась добраться с нами до Москвы, но это было невозможно. Ехали мы на машинах. Помню огромное, все в цветах, поле и высокое, голубое бездонное небо. Итак не соответствовала эта красота вою самолетов, которые бомбили нас всю дорогу, не давая передышки. Навсегда в памяти остался противный, свистящий звук несущихся к земле авиаснарядов, который заставлял нас плотнее прижиматься к земле. Так мы добрались в конце концов до Киева. Помню, как мама привела меня в Киеве в школу. Пока она разговаривала с учителем, я смотрела в окно, потом мне стало скучно. Я взяла чернильницу-невыливайку и бросила ее в окно, она попала на голову проходящему мимо мужчине и испортила ему шляпу. Меня, конечно, наказали. Но я ведь не хотела никому сделать плохо, просто я была еще ребенком, и, несмотря на войну, мне хотелось играть. В Киеве мы задержались недолго. Вскоре было принято решение об эвакуации нас из Киева.

Из Киева мы эвакуировались в Омск, где прожили две зимы.

С благодарностью вспоминаю казаха, который периодически привозил нам мясо в обмен на чай, и если бы не он, неизвестно, остались ли мы бы живы. Иногда он привозил дрова.

В 1942 году переехали в Новосибирск, где я закончила третий класс в школе № 1.Тетрадей у нас не было. Выдавали по одной тетради в клетку и в линейку для контрольных работ на целый год. На уроках писали на календарях, газетах. Не было фиолетовых чернил, были почему-то только красные, фиолетовые делали из сажи, писать ими было неудобно, они расплывались на газетной бумаге, но мы старались учиться хорошо. Были еще химические карандаши, которые берегли только для писем на фронт.

Летом школьники, в том числе и младшие, работали в поле, за это нам раздавали горячее питание-крапивные щи.

выступали в госпиталях, очень волновались перед каждым выступлением, но платой за волнение была благодарность раненых бойцов, их просветленные лица, ведь мы напоминали им о тех, кого они защищают.

Только в 1944 году появилась возможность вернуться в Москву, путь был долгий и трудный, несмотря на то, что Война шла уже не на нашей территории. Поезда шли медленно, до самой Москвы не ходили, и двое суток мы шли пешком по Волоколамскому шоссе, брата везли на салазках. Был ноябрь. Кругом снег и много брошенной немецкой военной техники. Рядом с нами шли раненые. Несмотря на холод и усталость, мы были счастливы, потому что мы возвращались домой.

После войны семья во главе с отцом, вернувшимся с фронта инвалидом 1-ой группы, поселилась в Подмосковье, и девочка продолжала учиться в Уваровской средней школе Можайского района.

Это была хорошая сельская школа. До сих пор Лидия Сергеевна с благодарностью вспоминает ее педагогов:

" Они не только вооружали нас знаниями, они изо дня в день обогащали нас духовно, закаляли идейно, оберегали нравственность".

" Мне захотелось стать учительницей истории, - говорит Лидия Сергеевна, - ибо эта профессия, как я думала и думаю, дает неограниченные возможности не только знакомить ребят с прошлым, но и активно вторгаться в процесс формирования личности будущего гражданина".

Год, прошедший между окончанием школы и поступлением в пединститут, был заполнен не только трудом, но и серьезным самообразованием. Она регулярно посещала публичные лекции по историческим наукам, все свободное время просиживала в читальном зале над первоисточниками. В августе 1952 года, блестяще сдав все конкурсные экзамены, поступила в МОПИ им. Н.К. Крупской.

В 1955 году впервые студенткой- практиканткой пришла в нашу школу , где был тогда директором и вел уроки истории один из лучших педагогов Москвы. Заслуженный учитель, кандидат педагогических наук С. Е. Хозе, которому также было присвоено звание лауреата Ленинского комсомола.

Через год студентку 4 курса Л. Филиппову пригласили постоянно давать уроки в 7-х и 10-х классах. Перед Министерством просвещения РСФСР было возбуждено ходатайство о направлении выпускницы пединститута им. Н.К. Крупской на постоянную работу в 345-ю школу.

Так началась для Лидии Сергеевны новая жизнь, яркая, интересная, в которой каждое решение давалось не просто и не вдруг, а были только порыв, горячее желание учить и воспитывать детей.

Она получила сравнительно небольшую нагрузку по предмету, но была назначена старшей пионервожатой. По ее настоятельной просьбе. Лидия Сергеевна приняла на себя классное руководство.

Лидия Сергеевна была одним из первых зачинателей многих прекрасных школьных традиций.

Трудовой лагерь - один из самых ярких и запоминающихся моментов школьной жизни, о которых всегда с радостью вспоминает Лидия Сергеевна и ее ученики: "...Создавался он на базе пионерского лагеря завода-шефа "Старт" в одном из живописных уголков Подмосковья за рекой Истрой. Строили его ребята старшеклассники. А в первые годы не было еще ничего, никаких, даже, казалось бы, самых элементарных удобств. Жили в палатках. В больших шатровках размещались и спальни, и штаб, и клуб, и склад с продуктами. Управление совхоза "Курсаковский" выделило для нас лошадь, чтобы привозить в лагерь воду. Под самодельным навесом разместили столовую, сами сложили незамысловатую печь, а вечернее освещение заменяли карманные фонарики и оранжевый цвет костра. Закладывался не только базис лагеря, но и его дух. Так зарождалась одна из давних традиций..." - вспоминает Лидия Сергеевна.

Ребята трудились на полях совхоза "Курсаковский", поливали и окучивали капусту, пропалывали овощи. Работа в их фруктовом саду стала обязательной. Они высаживали деревья и кустарники, разбивали клумбы, пропалывали клубнику, помогали в строительстве. Лагерь по праву считался и трудовым, и спортивным, и туристским. Самым увлекательным событием в лагере были походы, маршруты которых, как правило, разрабатывались по местам боев, братским могилам.

В 1958 году молодежь осваивала целину. Во время летних каникул Лидия Сергеевна вместе со своими старшеклассниками едет в Кустанайскую область в зерносовхоз "Бауманский".

" Жили на полевом стане. Вбили колья, натянули подаренный трактористами брезент - получилась палатка. И за работу!

Трудились на заготовке кормов, сена и кукурузы...

Пели песни, и, конечно же, мечтали о будущем... Здесь на целине ковались характеры ребят, взрослели душой мои старшеклассники, и слово " гражданин" обрастало для них плотью и кровью..." - рассказывает Лидия Сергеевна.

В 1963 году она снова едет со своим в уже обжитый целинный край трудиться, живет вместе со своими воспитанниками в колхозе " Буревестник" , где школьный отряд получил специальное задание - построить животноводческое помещение - и успешно справился с ним.

Своей " третьей целиной" Лидия Сергеевна называет поездку с отрядом комсомольцев на строительство Конаковской ГРЭС. В рабочей спецовке она оставалась педагогом и воспитателем, чье слово неизменно подкреплялось личным примером.

На уроке в 10-м классе в ходе изучения событий Великой Отечественной войны Лидия Сергеевна предложила написать сочинение на свободную тему : " Память сердца". При проверке ее внимание привлекло сочинение Миши Юшковского, который со слов матери, участницы войны, рассказал о боевом подвиге своего дяди - М. Б. Татарского, выпускника нашей школы. Сочинение было прочитано в классе. Потрясенные рассказом своего одноклассника ребята решили собрать более подробный материал. Поисковая работа помогла установить, Михаил Борисович Татарский 15 октября 1941 года, будучи студентом МИХМА, добровольно вступил в народное ополчение. Здесь он освоил специальность наводчика минометного расчета, отважно сражался в составе 3-й Московской коммунистической дивизии и 21 февраля 1942 года пал смертью храбрых в бою за деревню Павлово под Новгородом.

Во время летних каникул под руководством Лидии Сергеевны была организована поисковая Экспедиция. Следопыты нашли место захоронения М. Татарского, отыскали свидетелей его последнего боя, записали их воспоминания. Готовясь к экспедиции, они организовали сбор книг и передали их сельским школьникам. Агитбригада, в которую входило большинство участников экспедиции, подготовила литературно- музыкальную композицию. Она была показана населению окрестных сел и деревень. В селе Новая Русса старшеклассники работали в архивах, искали документы, связанные с Михаилом Татарским. Нашли и описание его подвига, и упоминание о том, что он был награжден орденом Красной Звезды. Из года в год, на протяжении 12 лет, совершали ученики нашей школы поездки на Новгородскую землю, и каждую из них возглавляла Лидия Сергеевна.

Были и другие поездки: в Бородино, на Мамаев курган, в Хатынь, в Ленинград... Но, наверное, самым главным во всех этих экспедициях и поездках было даже не то ребята учились самостоятельности, а то, что они учились жить дружно, ценить и уважать труд другого, помогать людям бескорыстно и отдаваться общему делу всей душой. И всегда прекрасным примером для них был их учитель.


<<На главную>>

Авторы>>